Проектные задачи в начальной школе

pr-zad

Зачем нужны проектные задачи в начальной школе и что это такое?

То, что дети могут сделать вместе  сегодня,
завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.

 Л. Выготский

С 1 сентября образовательные учреждения РФ начали реализовывать в 1 классах Федеральные государственные образовательные стандарты.

Речь не идет только о смене учебников, образовательных программ, новых партах и новом оборудовании.

Новые стандарты подразумевают использование новых форм работы с обучающимися, новых оценочных процедур, приоритет самостоятельности и инициативы ученика, личностные результаты, о которых не говорилось раньше и в фокусе оценивания стояли лишь знаниевые вещи. Очевидно, что форм урочной деятельности не достаточно для формирования инициативы, самостоятельности у учеников. Необходимо использовать новые формы работы. Наша начальная школа в своей деятельности использует учебный модуль — проектные задачи, который размывает рамки класса, возраста.

Проектная задача[1] система детских действий

  • носит принципиально групповой характер деятельности;
  • может быть предметной или межпредметной (построенной на материале разных учебных предметов);
  • может быть разновозрастной (в одной группе работают ребята из разных классов и одновозрастной (в рамках класса);
  • приближенная к реальным задачам по содержанию;
  • нет «этикетки»  с указанием, к какой теме, к какому учебному предмету она относится;
  • ориентирована на реальный коллективный «продукт» (текст, схема, макет, таблица, график, проект чего-либо)

Обсуждение проекта в группе

Обсуждение проекта в группе

Работат с экспертом в группе

Работат с экспертом в группе

Публичная защита проекта

Публичная защита проекта

 

Как это бывает?

В течение нескольких дней ребята работают в группе, решая общую задачу. По итогам результат работы представляется в аудитории и детским голосованием выбирается проект-финалист. В заключительный проектный день проводится общее представление проектов-финалистов, выбираются проекты-победители.

Следует отметить, что за работой каждой группы в течение всех дней наблюдает эксперт. Основная задача эксперта отследить динамику продвижения как группы, так и каждого участника в отдельности. Немаловажная миссия эксперта – подведение итогов работы группы в конце дня и в конце проекта. Наблюдения и записи эксперта необходимы так же для отслеживания динамики развития каждого обучающегося в течение 4-х лет обучения в начальной школе.

Результаты:

Итог решения такой задачи, с педагогической точки зрения, рассматривается как нематериальный  «продукт» качественного изменение самого ребенка (группы детей) в результате чего формируется умение:

  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
  • целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • планировать (составлять план своей деятельности);
  • моделировать (представляя способ действия в виде схемы — модели, выделяя всё существенное и главное);
  • проявлять инициативу;
  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Данный проект реализуется в нашей начальной школе второй год в рамках сетевой Федеральной инновационной площадки (ФИП) «Разработка  и апробация модели оценки качества результатов обучения на всех ступенях общего образования, в том числе модели и механизмов учета внеучебных достижений обучающихся общеобразовательных учреждений».Основание: Приказ Министерства Образования и науки РФ №1819 от 26 мая 2011 года «О присвоении  статуса Федеральной площадки на 2011 – 2015г.г.» Научный консультант школы А.Б. Воронцов, генеральный директор Открытого института «Развивающее образование», председатель Правления Международной ассоциации «Развивающее образование», кандидат педагогических наук.

С марта 2012 года школа — стажировочная площадка  для педагогов города по введению в практику школы данного модуля. За это время в школе проведено два разновозрастных учебных модуля «Проектная задача».

  • Март – май 2012 год – проектная задача “Итоги года”
  • Декабрь 2012 года – разработка проекта журнала-календаря “Круглый год на Ямале”

В декабре 2012 года в  учебном модуле участвовали 2-4 классы школы (150 обучающихся). В качестве экспертов года были привлечены родители.

Сложная работа жюри

Сложная работа жюри

Радость победы

Радость победы, но не у всех

Награждение победителей

Награждение победителей

Ребята о проектной задаче

        • Очень понравилось работать с другими ребятами, которых не знал раньше.
        • Научилась работать в команде, приобрела друзей из других классов.
        • Научилась прислушиваться к мнению других.
        • Я получила новые знания и рассказала всем в классе.
        • Мне понравилось, что мы познакомились с новыми учителями.
        • Понравилось, что мы работали сами без взрослых.
        • Я научилась в работе использовать инструкцию.
        • Научила тому, что можно победить, только работая группой.
        • Научилась не ссориться, а советоваться.
        • Получил новых друзей и урок на всю жизнь.
        • Я поняла, что не надо судить по обложке.
        • Я принес в класс хорошее настроение, победу.

Итоги работы

Муниципальная  инновационная  площадка  «Проектные задачи» — разновозрастной межпредметный модуль, инструмент оценки метапредметных результатов», действует с 2015 года (приказ МУ «Управление образования» от 3 марта  2015 года №143-УО «О присвоении статуса муниципальной инновационной площадки  образовательным организациям города Губкинского; пролонгирована по 2021 год приказ МУ от 2 апреля 2018 №257 – УО «Об итогах проведения заседания  городского экспертно-методического совета»).

Цель деятельности МИП: формирование и развитие профессиональных компетенций педагогических работников системы образования города Губкинский в формате новой педагогической практики.

Куратор: учитель начальных классов Шайхинурова Ильнара Ришатовна.

 

Проектная задача «Путешествие в Легоград»

В рамках работы  МИП 20  октября 2018 года была проведена проектная задача «Путешествие в Легоград». Особенностями данной ПЗ было соединение дошкольников и обучающихся первых классов в общую групповую работу. Впервые проектную задачу на территории МБОУ «СОШ №7» провели педагоги МАДОУ «Радость»: Каримова Г.А. и Абдуллина И.Р.  В качестве участников выступили 12 воспитанников МАДОУ «Радость», 4 воспитанника группы предшкольной подготовки (воспитатель Левичкина А.А.)  и  16 первоклассников МБОУ «СОШ №7». Ребята работали в разновозрастных группах (8 групп). В качестве экспертов – наблюдателей были приглашены родители — 16 человек, представители дошкольных и общеобразовательных организаций — 17 человек.

 

Проектная задача «Путешествие доктора Айболита в Африку»

25-26 октября  2018 была проведена ПЗ для 1 и 5 классов по теме: «Путешествие доктора Айболита в Африку».

Устройство дней:

  • 1 день – работа в паре «первоклассник + пятиклассник»
  • 2 день – работа в группе «3 первоклассника + 3 пятиклассника».

В силу возрастных особенностей первоклассников был выбран игровой сказочный сюжет: выполняя задания, ребята помогали путешествовать доктору Айболиту по Африке.

Итогом ПЗ было составление рассказа о путешествии Айболита — итоговый «продукт» — иллюстрированный рассказ о путешествии доктора Айболита в Африку (рефлексивный рассказ о том, что делали в течение этих дней).

Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путём экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа.

Особенностью данной ПЗ было соединение 1 и 5 классов в общую групповую работу.

В работе приняло участие более 146 обучающихся 1-х и 5-х классов (26 малых групп по 6 человек). 19 педагогов – участников ПЗ: 6 организаторов, 6 помощников-организаторов, 10 педагогов, работающих в мастерских, 20 экспертов-наблюдателей из них 8 родителей, учителя начальной и основной школ.

 

Проектная задача «Мастерская Деда Мороза»

20-21 декабря 2018 проведена ПЗ для 2-4 классов «Мастерская Деда Мороза». В проектной задаче приняло участие 245 обучающихся 2-4 классов. В качестве экспертов-наблюдателей присутствовали 9 родителей обучающихся 2-4 классов, 20 педагогов МБОУ «СОШ №7».

Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводилась путём экспертного наблюдения и оформлялась в виде экспертного листа, в котором фиксировались действия учащихся в процессе решения задачи, и делался  общий вывод об уровне сформированности следующих умений: учебных, информационных, коммуникативных, личностных, также оценивалась сфера произвольной регуляции.

Итогом работы над заданиями  стал «продукт» новогодняя коробка для подарков.

 

Городской методический семинар «Инструменты оценки метапредметных и личностных результатов обучающихся»

26 января 2019  года на базе МБОУ «СОШ №7» был проведен городской методический семинар «Инструменты оценки метапредметных и личностных результатов обучающихся».
Цель: обобщение педагогического опыта использования различных  инструментов оценки метапредметных и личностных результатов обучающихся.
В нем приняли участие 23 педагога, из них 11 педагогов из общеобразовательных школ города и 12 – из МБОУ «СОШ №7».

На мероприятии  был представлен опыт работы учителей МБОУ «СОШ №7» и МБОУ «СОШ №1» по формированию метапредметных умений обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности,  инструмент их  оценки.

Учителя МБОУ «СОШ №7»  провели  по теме Семинара стендовую презентацию своих выступлений и мастер-класс по использованию технологии проведения  «Проектных задач»:  инструмент оценки метапредметных и личностных результатов «Экспертный лист».

Рефлексию провела методист МБОУ «СОШ №7» Костюченко Л.Л., в ходе которой участники отметили практическую значимость семинара, представленного на нем опыта работы по формированию метапредметных и личностных результатов и их оцениванию.

Сложная работа жюри

Городской семинар

Радость победы

Результаты работы

Награждение победителей

Городской семинар


Сценарии


[1]Проект был представлен на окружной конкурс проектов заместителей директоров – 12 место,http://ipk.edu.ru/docs/prikases/index.htm.