Проектные задачи в начальной школе

pr-zad

Зачем нужны проектные задачи в начальной школе и что это такое?

То, что дети могут сделать вместе  сегодня,
завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.

 Л. Выготский

С 1 сентября образовательные учреждения РФ начали реализовывать в 1 классах Федеральные государственные образовательные стандарты.

Речь не идет только о смене учебников, образовательных программ, новых партах и новом оборудовании.

Новые стандарты подразумевают использование новых форм работы с обучающимися, новых оценочных процедур, приоритет самостоятельности и инициативы ученика, личностные результаты, о которых не говорилось раньше и в фокусе оценивания стояли лишь знаниевые вещи. Очевидно, что форм урочной деятельности не достаточно для формирования инициативы, самостоятельности у учеников. Необходимо использовать новые формы работы. Наша начальная школа в своей деятельности использует учебный модуль — проектные задачи, который размывает рамки класса, возраста.

Проектная задача[1] система детских действий

  • носит принципиально групповой характер деятельности;
  • может быть предметной или межпредметной (построенной на материале разных учебных предметов);
  • может быть разновозрастной (в одной группе работают ребята из разных классов и одновозрастной (в рамках класса);
  • приближенная к реальным задачам по содержанию;
  • нет «этикетки»  с указанием, к какой теме, к какому учебному предмету она относится;
  • ориентирована на реальный коллективный «продукт» (текст, схема, макет, таблица, график, проект чего-либо)

Обсуждение проекта в группе

Обсуждение проекта в группе

Работат с экспертом в группе

Работат с экспертом в группе

Публичная защита проекта

Публичная защита проекта

 

Как это бывает?

В течение нескольких дней ребята работают в группе, решая общую задачу. По итогам результат работы представляется в аудитории и детским голосованием выбирается проект-финалист. В заключительный проектный день проводится общее представление проектов-финалистов, выбираются проекты-победители.

Следует отметить, что за работой каждой группы в течение всех дней наблюдает эксперт. Основная задача эксперта отследить динамику продвижения как группы, так и каждого участника в отдельности. Немаловажная миссия эксперта – подведение итогов работы группы в конце дня и в конце проекта. Наблюдения и записи эксперта необходимы так же для отслеживания динамики развития каждого обучающегося в течение 4-х лет обучения в начальной школе.

Результаты:

Итог решения такой задачи, с педагогической точки зрения, рассматривается как нематериальный  «продукт» качественного изменение самого ребенка (группы детей) в результате чего формируется умение:

  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
  • целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • планировать (составлять план своей деятельности);
  • моделировать (представляя способ действия в виде схемы — модели, выделяя всё существенное и главное);
  • проявлять инициативу;
  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Данный проект реализуется в нашей начальной школе второй год в рамках сетевой Федеральной инновационной площадки (ФИП) «Разработка  и апробация модели оценки качества результатов обучения на всех ступенях общего образования, в том числе модели и механизмов учета внеучебных достижений обучающихся общеобразовательных учреждений».Основание: Приказ Министерства Образования и науки РФ №1819 от 26 мая 2011 года «О присвоении  статуса Федеральной площадки на 2011 – 2015г.г.» Научный консультант школы А.Б. Воронцов, генеральный директор Открытого института «Развивающее образование», председатель Правления Международной ассоциации «Развивающее образование», кандидат педагогических наук.

С марта 2012 года школа — стажировочная площадка  для педагогов города по введению в практику школы данного модуля. За это время в школе проведено два разновозрастных учебных модуля «Проектная задача».

  • Март – май 2012 год – проектная задача “Итоги года”
  • Декабрь 2012 года – разработка проекта журнала-календаря “Круглый год на Ямале”

В декабре 2012 года в  учебном модуле участвовали 2-4 классы школы (150 обучающихся). В качестве экспертов года были привлечены родители.

Сложная работа жюри

Сложная работа жюри

Радость победы

Радость победы, но не у всех

Награждение победителей

Награждение победителей

Ребята о проектной задаче

      • Очень понравилось работать с другими ребятами, которых не знал раньше.
      • Научилась работать в команде, приобрела друзей из других классов.
      • Научилась прислушиваться к мнению других.
      • Я получила новые знания и рассказала всем в классе.
      • Мне понравилось, что мы познакомились с новыми учителями.
      • Понравилось, что мы работали сами без взрослых.
      • Я научилась в работе использовать инструкцию.
      • Научила тому, что можно победить, только работая группой.
      • Научилась не ссориться, а советоваться.
      • Получил новых друзей и урок на всю жизнь.
      • Я поняла, что не надо судить по обложке.
      • Я принес в класс хорошее настроение, победу.

    Сценарии

  • Сценарий проектной задачи: «Герои нашего времени» 2-4 класс

 

Руководитель проекта, заместитель директора –
руководитель структурного подразделения НШ:
Касымова Елена Анатольевна

 

[1]Проект был представлен на окружной конкурс проектов заместителей директоров – 12 место,http://ipk.edu.ru/docs/prikases/index.htm.