Проектные задачи в начальной школе
Зачем нужны проектные задачи в начальной школе и что это такое?
То, что дети могут сделать вместе сегодня,
завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.
Л. Выготский
С 1 сентября образовательные учреждения РФ начали реализовывать в 1 классах Федеральные государственные образовательные стандарты.
Речь не идет только о смене учебников, образовательных программ, новых партах и новом оборудовании.
Новые стандарты подразумевают использование новых форм работы с обучающимися, новых оценочных процедур, приоритет самостоятельности и инициативы ученика, личностные результаты, о которых не говорилось раньше и в фокусе оценивания стояли лишь знаниевые вещи. Очевидно, что форм урочной деятельности не достаточно для формирования инициативы, самостоятельности у учеников. Необходимо использовать новые формы работы. Наша начальная школа в своей деятельности использует учебный модуль — проектные задачи, который размывает рамки класса, возраста.
Проектная задача[1] система детских действий
- носит принципиально групповой характер деятельности;
- может быть предметной или межпредметной (построенной на материале разных учебных предметов);
- может быть разновозрастной (в одной группе работают ребята из разных классов и одновозрастной (в рамках класса);
- приближенная к реальным задачам по содержанию;
- нет «этикетки» с указанием, к какой теме, к какому учебному предмету она относится;
- ориентирована на реальный коллективный «продукт» (текст, схема, макет, таблица, график, проект чего-либо)
![]() Обсуждение проекта в группе |
![]() Работат с экспертом в группе |
![]() Публичная защита проекта |
Как это бывает?
В течение нескольких дней ребята работают в группе, решая общую задачу. По итогам результат работы представляется в аудитории и детским голосованием выбирается проект-финалист. В заключительный проектный день проводится общее представление проектов-финалистов, выбираются проекты-победители.
Следует отметить, что за работой каждой группы в течение всех дней наблюдает эксперт. Основная задача эксперта отследить динамику продвижения как группы, так и каждого участника в отдельности. Немаловажная миссия эксперта – подведение итогов работы группы в конце дня и в конце проекта. Наблюдения и записи эксперта необходимы так же для отслеживания динамики развития каждого обучающегося в течение 4-х лет обучения в начальной школе.
Результаты:
Итог решения такой задачи, с педагогической точки зрения, рассматривается как нематериальный «продукт» качественного изменение самого ребенка (группы детей) в результате чего формируется умение:
- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
- целеполагать (ставить и удерживать цели);
- планировать (составлять план своей деятельности);
- моделировать (представляя способ действия в виде схемы — модели, выделяя всё существенное и главное);
- проявлять инициативу;
- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Данный проект реализуется в нашей начальной школе второй год в рамках сетевой Федеральной инновационной площадки (ФИП) «Разработка и апробация модели оценки качества результатов обучения на всех ступенях общего образования, в том числе модели и механизмов учета внеучебных достижений обучающихся общеобразовательных учреждений».Основание: Приказ Министерства Образования и науки РФ №1819 от 26 мая 2011 года «О присвоении статуса Федеральной площадки на 2011 – 2015г.г.» Научный консультант школы А.Б. Воронцов, генеральный директор Открытого института «Развивающее образование», председатель Правления Международной ассоциации «Развивающее образование», кандидат педагогических наук.
С марта 2012 года школа — стажировочная площадка для педагогов города по введению в практику школы данного модуля. За это время в школе проведено два разновозрастных учебных модуля «Проектная задача».
- Март – май 2012 год – проектная задача “Итоги года”
- Декабрь 2012 года – разработка проекта журнала-календаря “Круглый год на Ямале”
В декабре 2012 года в учебном модуле участвовали 2-4 классы школы (150 обучающихся). В качестве экспертов года были привлечены родители.
![]() Сложная работа жюри |
![]() Радость победы, но не у всех |
![]() Награждение победителей |
Ребята о проектной задаче
-
-
-
- Очень понравилось работать с другими ребятами, которых не знал раньше.
- Научилась работать в команде, приобрела друзей из других классов.
- Научилась прислушиваться к мнению других.
- Я получила новые знания и рассказала всем в классе.
- Мне понравилось, что мы познакомились с новыми учителями.
- Понравилось, что мы работали сами без взрослых.
- Я научилась в работе использовать инструкцию.
- Научила тому, что можно победить, только работая группой.
- Научилась не ссориться, а советоваться.
- Получил новых друзей и урок на всю жизнь.
- Я поняла, что не надо судить по обложке.
- Я принес в класс хорошее настроение, победу.
-
-
Итоги работы
Муниципальная инновационная площадка «Проектные задачи» — разновозрастной межпредметный модуль, инструмент оценки метапредметных результатов», действует с 2015 года (приказ МУ «Управление образования» от 3 марта 2015 года №143-УО «О присвоении статуса муниципальной инновационной площадки образовательным организациям города Губкинского; пролонгирована по 2021 год приказ МУ от 2 апреля 2018 №257 – УО «Об итогах проведения заседания городского экспертно-методического совета»).
Цель деятельности МИП: формирование и развитие профессиональных компетенций педагогических работников системы образования города Губкинский в формате новой педагогической практики.
Куратор: учитель начальных классов Шайхинурова Ильнара Ришатовна.
Проектная задача «Путешествие в Легоград»
В рамках работы МИП 20 октября 2018 года была проведена проектная задача «Путешествие в Легоград». Особенностями данной ПЗ было соединение дошкольников и обучающихся первых классов в общую групповую работу. Впервые проектную задачу на территории МБОУ «СОШ №7» провели педагоги МАДОУ «Радость»: Каримова Г.А. и Абдуллина И.Р. В качестве участников выступили 12 воспитанников МАДОУ «Радость», 4 воспитанника группы предшкольной подготовки (воспитатель Левичкина А.А.) и 16 первоклассников МБОУ «СОШ №7». Ребята работали в разновозрастных группах (8 групп). В качестве экспертов – наблюдателей были приглашены родители — 16 человек, представители дошкольных и общеобразовательных организаций — 17 человек.
Проектная задача «Путешествие доктора Айболита в Африку»
25-26 октября 2018 была проведена ПЗ для 1 и 5 классов по теме: «Путешествие доктора Айболита в Африку».
Устройство дней:
- 1 день – работа в паре «первоклассник + пятиклассник»
- 2 день – работа в группе «3 первоклассника + 3 пятиклассника».
В силу возрастных особенностей первоклассников был выбран игровой сказочный сюжет: выполняя задания, ребята помогали путешествовать доктору Айболиту по Африке.
Итогом ПЗ было составление рассказа о путешествии Айболита — итоговый «продукт» — иллюстрированный рассказ о путешествии доктора Айболита в Африку (рефлексивный рассказ о том, что делали в течение этих дней).
Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путём экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа.
Особенностью данной ПЗ было соединение 1 и 5 классов в общую групповую работу.
В работе приняло участие более 146 обучающихся 1-х и 5-х классов (26 малых групп по 6 человек). 19 педагогов – участников ПЗ: 6 организаторов, 6 помощников-организаторов, 10 педагогов, работающих в мастерских, 20 экспертов-наблюдателей из них 8 родителей, учителя начальной и основной школ.
Проектная задача «Мастерская Деда Мороза»
20-21 декабря 2018 проведена ПЗ для 2-4 классов «Мастерская Деда Мороза». В проектной задаче приняло участие 245 обучающихся 2-4 классов. В качестве экспертов-наблюдателей присутствовали 9 родителей обучающихся 2-4 классов, 20 педагогов МБОУ «СОШ №7».
Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводилась путём экспертного наблюдения и оформлялась в виде экспертного листа, в котором фиксировались действия учащихся в процессе решения задачи, и делался общий вывод об уровне сформированности следующих умений: учебных, информационных, коммуникативных, личностных, также оценивалась сфера произвольной регуляции.
Итогом работы над заданиями стал «продукт» новогодняя коробка для подарков.
Городской методический семинар «Инструменты оценки метапредметных и личностных результатов обучающихся»
26 января 2019 года на базе МБОУ «СОШ №7» был проведен городской методический семинар «Инструменты оценки метапредметных и личностных результатов обучающихся».
Цель: обобщение педагогического опыта использования различных инструментов оценки метапредметных и личностных результатов обучающихся.
В нем приняли участие 23 педагога, из них 11 педагогов из общеобразовательных школ города и 12 – из МБОУ «СОШ №7».
На мероприятии был представлен опыт работы учителей МБОУ «СОШ №7» и МБОУ «СОШ №1» по формированию метапредметных умений обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности, инструмент их оценки.
Учителя МБОУ «СОШ №7» провели по теме Семинара стендовую презентацию своих выступлений и мастер-класс по использованию технологии проведения «Проектных задач»: инструмент оценки метапредметных и личностных результатов «Экспертный лист».
Рефлексию провела методист МБОУ «СОШ №7» Костюченко Л.Л., в ходе которой участники отметили практическую значимость семинара, представленного на нем опыта работы по формированию метапредметных и личностных результатов и их оцениванию.
АППО «Инструменты оценки метапредметных и личностных результатов обучающихся»
![]() Городской семинар |
![]() Результаты работы |
![]() Городской семинар |
Сценарии
[1]Проект был представлен на окружной конкурс проектов заместителей директоров – 12 место,http://ipk.edu.ru/docs/prikases/index.htm.